Кабинет психолога в детском саду

Содержание:

  • Размещение кабинета
  • Зонирование рабочего пространства
  • Примерный список мебели для оборудования кабинета педагога-психолога
  • Светоцветовое оформление кабинета
  • Фитодизайн кабинета
  • Техническое оснащение кабинета

Пространство кабинета педагога-психолога это неотъемлемая часть развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать параметрам функционального комфорта.

На сегодня существует пара проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Помимо этого, в литературе возможно встретить отдельные советы по светоцветовому оформлению кабинета, применению в нем музыкальных средств либо дополнительных средств дизайна интерьера. Но эти советы не учитывают настоящих условий работы педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Предлагаем кое-какие варианты организации рабочего пространства, чтобы педагоги-психологи имели возможность оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и возможностей как раз их образовательного учреждения.

Размещение кабинета

Для кабинета педагога-психолога направляться отвести помещение площадью не меньше 25-30 м2, дабы в один момент в нем имели возможность находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет нужно расположить в доступном месте. Целесообразно выяснить под него помещение на первом этаже здания, что разрешит визитёрам избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.

Кроме территориальной ответственна кроме этого звуковая изоляция. Запрещено размещать его в проходном либо смежном помещении (к примеру, объединять с методическим кабинетом,физкультурным либо музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его далеко от медицинского и административного кабинетов.

Кроме территориальной серьёзна кроме этого звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете возможно установить двойную дверь. На протяжении занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.

В кабинете нужно поддерживать оптимальный температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно быть теплым и одновременно с этим хорошо проветриваемым. Нужно иметь установки для увлажнения и ионизации, и для кондиционирования воздуха.

Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификойпрофессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, целесообразно поделить его на пара рабочих территорий, имеющих разную функциональную нагрузку. Возможно выделить следующие территории:

  • первичного приема и беседы с клиентом;
  • консультативной работы;
  • диагностической работы;
  • коррекционно-развивающей работы;
  • игровой терапии;
  • релаксации и снятия эмоционального напряжения;
  • рабочую (личную) территорию педагога-психолога;
  • ожидания приема.

Территория первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога возможно поставить шкаф и разместить в нем нужные диагностические, методические материалы, инструментарий с целью проведения психологического обследования, литературу
и по поводу. д. и картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).

При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:

  • окрашивать потолок в светло синий цвет (возможно применять подвесной светящийся потолок), а стенки — в светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые) тона;
  • обивать стенки драпировочной тканью, что содействует дополнительной звукоизоляции;
  • применять в оформлении кабинета элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.);
  • закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов;
  • устанавливать двойные двери либо двери с тамбуром;
  • завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
  • покупать в кабинет мягкие либо полумягкие кресла с эргономичными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации — с подголовниками либо высокими спинками.

Территория консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей визитёру, пришедшему на прием к педагогу-психологу, нормально обсудить волнующие его неприятности. Оформлять ее рекомендуется так, дабы визитёры ощущали себя максимально комфортно. Содействуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, и такие элементы интерьера, как эргономичные, комфортные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.

Территория диагностической работы предназначена с целью проведения обследований (в личной либо групповой форме). Тут не должно быть лишних предметов, броских деталей интерьера, каковые смогут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, нужные педагогу-психологу для работы, должны быть систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в особых шкафах так, дабы ими было комфортно пользоваться.

Кабинет психолога в детском саду

Территория коррекционно-развивающей работы оснащается личными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. С целью проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете в обязательном порядке должен быть ковер (либо ковровое покрытие), и всевозможный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).

Территория игровой терапии в кабинете детского психолога получает особенное значение и исходя из этого должна быть по-особенному оснащена. В нее направляться купить мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, содействующую стремительной смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.

Уместно броское оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, картинками на стенах и т. п. Обстановка обязана помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.

В помещениях для психологической работы не рекомендуется применять:

  • блестящие поверхности;
  • лампы накаливания;
  • броскую и мелькающую цветовую подсветку;
  • все элементы ландшафто- и фитодизайна в один момент.

Территория релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки — все должно содействовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
Громадное значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети смогут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам либо домик-теремок.

Рабочая (личная) территория нужна педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Территория ожидания приема делает функцию необычной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые смогут комфортно устроиться и подождать. Нужно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со особой психолого-педагогической литературой для своих родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, разрешающие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители смогут делать тут предназначенные для них задания (к примеру, заполнять анкеты, опросники и т. д.).

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в совершенном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Но это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ и детских садов. Исходя из этого кабинет возможно оборудовать на базе как стандартного (к примеру, класса либо групповой), так и подсобного помещения.
В маленьком кабинете не окажется разместить все предложенные территории. Однако и его возможно сделать весьма функциональным. К примеру, оборудовать территории диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультативную и рабочую (личную) территории педагога-психолога. При таких условиях особенно принципиально важно верно подобрать для кабинета мебель: она должна быть компактной, эргономичной и многофункциональной, нужно ярких тонов.

В таком кабинете педагог-психолог может осуществлять только личную работу и работу с малыми подгруппами. Для реализации деятельности полностью ему нужно договориться с администрацией своего учреждения о возможности применения других помещений.

Кабинет психолога в детском саду

Примерный список мебели для оборудования кабинета педагога-психолога

Хороший вариант — объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (к примеру, маленькое помещение и обычный класс либо групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, в случае если в образовательном учреждении работает несколько психолог, а пара экспертов. В этом случае они смогут вести прием в один момент не мешая друг другу. Зональное разделение наряду с этим возможно следующим:

  • в малом кабинете — рабочая (личная) территория педагога-психолога; территория консультирования; территория личной диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы;
  • в громадном кабинете — территория групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; территория группового (к примеру, домашнего) консультирования. Тут же выполняют тренинговые либо факультативные занятия.

Светоцветовое оформление кабинета педагога-психолога

При организации кабинета педагога-психолога нужно выделить важное внимание его светоцветовому оформлению.

В кабинете рекомендуется применять комбинированное освещение. До и по окончании проведения восстанавливающих релаксационных либо развивающих занятий нужно использовать простое верхнее освещение; на протяжении особых занятий — включать боковые настенные бра со не сильный зеленым светом. Все светильники лучше направлять на потолок, дабы обеспечить мягкий, рассеянный свет.

Среда, в которую попадает клиент, обязана настраивать его на диалог и доверительное общение. направляться знать, что на психическое состояние человека влияет цвет. Исходя из этого при оформлении кабинета принципиально важно учитывать требования цветопсихологии.

Кабинет психолога в детском саду

Все цвета возможно поделить на две группы: утепленные (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (потом — ЦНС) человека оказывают зеленый и светло синий цвета. Яркие тона положительно воздействуют на психофизиологическое состояние, приводят к хорошему настроению. Чёрные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, содействуют формированию подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Классификация цветов по их психологическому действию на человека

1. Стимулирующие (утепленные) цвета:

  • красный — побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий;
  • оранжевый — располагает к задушевной беседе, теплый, комфортный;
  • желтый — содействует лучшему установлению контакта.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:

  • фиолетовый — стимулирует состояние погружения в себя;
  • светло синий — отстраняет, формирует расстояние.

3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:

  • зеленый — освежает;
  • оливковый — успокаивает, смягчает;
  • желто-зеленый — раскрепощает.

4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета:

  • охра — смягчает рост раздражения;
  • коричневый, землистый — стабилизирует;
  • темно-коричневый — смягчает возбудимость;
  • белый, серый — гасят раздражение;
  • темно-серые, черно-светло синий, зелено-светло синий — изолируют и подавляют раздражение.

5. Пастельные цвета:

  • розовый — приводит к нежности;
  • лиловый — усиливает замкнутость и изолированность;
  • пастельно-зеленый — смягчает;
  • серовато-голубоватый — приводит к сдержанности.

Мебель светло синий цвета думается холодной. Подсознательно появляется чувство, что на светло синий стуле не так тепло сидеть, как на стуле красном либо коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, думается теплее, чем в помещении светло синий-зеленого цвета, не смотря на то, что практически температура в них однообразна.

В помещении, особенно с нехорошим освещением, потолки и стенки, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается лишь в тех случаях, в то время, когда выступает фоном для других цветов.

При оформлении кабинета нужно кроме этого обратить внимание на цвет входной двери. Дверь это неотъемлемая часть помещения и практически в любое время вызывает у визитёров определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет либо, напротив, не располагает к этому. К примеру, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.

Изучения Университета цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) продемонстрировали, что дети отдают предпочтение тому либо иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный либо пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному неспешно заменяется интересом к оранжевому, после этого к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. По окончании 12 лет любимый цвет большинства — светло синий. Статистические изучения подтвердили, что светло синий цвет есть наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий сходится с процессами неспециализированного развития человека, с неспешно появляющейся склонностью к более глубоким цветам. Изучения кроме этого продемонстрировали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими чертями человека.

В зависимости от размещения цвета в комнате он может по-различному влиять на человека. Исходя из этого при оформлении функциональных территорий кабинета педагога-психолога нужно учитывать следующие советы.

Территории ожидания приема и консультативной работы нужно оформить так, дабы цветовое решение пространства снабжало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Исходя из этого не нужно применять насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, и создавать резкие цветовые контрасты.

Территорию игровой терапии рекомендуется оформлять с применением броских насыщенных тонов, время от времени резко контрастирующих.

Территорию релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не нужно перенасыщать небольшими деталями, они будут злить и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее воздействие. Стенки, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.

Связь между любимым цветом и психологическими чертями человека

Фитодизайн кабинета

В кабинете педагога-психолога в обязательном порядке должны быть растения, содействующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Помимо этого, цветы, цветочные стеллажи и стены смогут играть роль функциональных перегородок, разделяющих разные территории кабинета (к примеру, отделять территорию первичного приема от игровой территории).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, каковые оказывают благоприятное психологическое влияние на визитёров.

Органичным дополнением к фитодизайну есть применение на протяжении занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.

Техническое оснащение кабинета педагога-психолога

Рабочее место современного эксперта немыслимо без технического оснащения, разрешающего максимально действенно применять рабочее время. Технические средства нужны педагогу-психологу с целью проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:

  • оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
  • система видеозаписи и видеовоспроизведения с комплектом видеозаписей и слайдов;
  • система звукозаписи и звуковоспроизведения с комплектом звукозаписей.

Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, есть «лицом» работающего в нем эксперта, отражает индивидуальность как специалиста и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим в том направлении детям и взрослым.

Источник: Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №0 2011 год

Вам это понравится:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *