Психология деятельности

Деятельность – это осмысленное и целенаправленное сотрудничество чел-ка с окр. средой, опосредованное внешней и внутренней активностью либо специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деят-ть человека включена в систему взаимоотношений общества и есть основным источником культуры и цивилизации.

Психология деятельности

1. предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете);

2. субъектность (субъект владеет активностью);

4. опосредованный темперамент (орудия, социум)

5. социальная природа.

Осн. хар-ка деят-ти — её предметность. Предмет деят-ти выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, кот. осуществляется в рез-те деят-ти субъекта.

Осн. формами деятельности явл-ся :познание, общение, труд.

Психология деятельности

Осн. видами деятельности – игра, учение, труд.

В ходе перехода от вида к виду происходит:

1. внутренние трансформации (связ. со структурой мотивов и потребностей)

2. внешние преобразования -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и Т.О. сфера деят-ти расширяется от вида к виду.

Психология деятельности

На исполнение деятельности воздействуют состояния личности (напримерр, утомление), элементы творчества, сложившиеся стереотипы, успешность при её исполнении.

Выготский. деятельность определяется как культурное поведение, связанное с изготовлением и потреблением орудий.

С.Л.Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. (сознание вторично, оно проистекает из деят-ти). Так, сознание, психическое отражение не просто связано с активной деят-тью, но и происходит из неё, в ней осуществляется.

Любое чел-кое воздействие есть вместе с тем и псих. актом, насыщенным переживанием, высказывающим отношение действующего субъекта к др. людям, к окружению. Результатом деятельности есть динамика переживаний, высказывающих отношение между субъектом её и потребности объектом. Добиваясь задуманного, мы переживаем те либо иные эмоции. Метафорически д-ть м.б. представлена как движение в поле переживаний субъекта. Деят-ть, совершаемая чел-ком, делается объектом переживаний др. людей, получает этическую оценку.

Наиболее полно псих. анализ деят-ти осущ-н А.Н.Леонтьевым: деятельность – единица жизни. Она входит в структуру публичных взаимоотношений. Общ-во не просто определяет внешние условия осуществления деят-ти, но и содействует формированию мотивов, целей, способов и средств успехи цели.

А.Н.Леонтьевым выделена структура деят-ти: деятельность воздействие операция психофиз.функции. Любая из выделенных единиц владеет своими свойствами. При определенных условиях компоненты структуры деят-ти смогут переходить приятель в приятеля. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива, действий, операций.

Деят-ть начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем замысле). Так как в окружающем мире сущ-т закономерности, это разрешает нам предвосхищать поведение предметов в изменяющихся условиях. И на этом основана внутренняя деят-ть. Тут предметные действия над предметами заменяются совершенными психолог. операциями, или с совершенными образами предметов, или с их значениями. В следствии происходит интериоризация (превращая внешнее во внутреннее). Интериоризация – это переход от сенсомоторного замысла к мысли. Экстериоризация предполагает воплощение умственного действия либо образа в фактически доступную для др. людей действительность. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деят-ть перемещается в замысел сознания, а в том что внутренний замысел (замысел сознания) формируется. В соответствии с А.Н.Леонтьеву, внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: деят-ть соотносится с мотивом, воздействие – с целью, операции – с её задачами. Гл. роль играется слово, т.к. лишь слово м. выделять и закреплять значительные показатели. Словопонятие (совершенный образ как абстрактное понятие) воздействие.

При рассмотрении деятельности в динамическом замысле выд-ся механизмы, снабжающие движение деятельности. А.Н.Леонтьевым исследовались процессы приобретения целью независимой побудительной силы («сдвиг мотива на цель») и превращение мотива в цель (осознание мотива). Наиболее продуктивной есть деятельность, кот получает личностный суть.

Воздействие есть единицей деятельности. Оно выражается в преднамеренной активности и направлено на достижение осознаваемой цели. В качестве средств действия смогут выступать разные символы, роли, ценности, нормы, используя каковые субъект овладевает действиями.

В базе мотивов деятельности лежат потребности.

Психология деятельности

Потребность – это состояние живого существа, высказывающее его зависимость от конкретных условий существования. В потребностях состояние потребности, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. На уровне осознания и устойчивости мотив может трансформироваться в цель.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого рез-та, на достижение кот. направлено воздействие человека. Цель деятельности – это представление о её результате, образ вероятного будущего как база продвижения у нему. Цели следуют отличать от мотивов деятельности. В мотивах, как и в целях, предвосхищено вероятное будущее, но оно соотносится с самим чел-ком. В мотивах фиксируется то, что должно случиться с ним самим. Цели ориентированы на рез-т.

Мотивация – совокупность факторов псих-го характера, детерминирующих и растолковывающих поведение человека. В эту систему факторов входят: мотивы, потребности, цели, намерения, рвения и жажды. Различают диспозиционную ( зависящую от личностных факторов) и ситуативную (зависящую от внешних обстоятельств) мотивацию. Мотивация растолковывает целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение цели. Мотив – опредмеченная потребность. Мотив может есть побуждением к деятельности либо осознаваемой обстоятельством, лежащей в базе выбора действий и поступков.

На основании закона Йеркса-Додсона продуктивность деятельности будет большой при некотором оптимальном уровне мотивации. При сниженном если сравнивать с оптимумом значении мотивации продуктивность деятельности будет низкой. При повышенном уровне мотивации, выше оптимального значения, может случиться явление перемотивации приводящее к понижению продуктивности а также «развалу» деятельности.

Меню

Вам это понравится:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *